По сравнению с более традиционными способами этикетирования продукции, технология IML—относительно новая. Технология была предложена группой шведских инженеров, которые разработали принципиально новый способ нанесения этикеток на пластиковые емкости. Эта технология получила название In-Mold Labeling.
В качестве основы для IML-этикеток используют вполне традиционные материалы. Как правило, это полимерные пленки толщиной от 50 до 100 микрон — полиэтилен (PE), полипропилен (PP), полистирол (PS) или полиэстр (PET). По экологическим соображениям винил (PVC) применяется все реже, зато очень популярными становятся ориентированный полипропилен (OPP) и двухосноориентированный полипропилен (BOPP). Бумагу также используют для создания IML-этикеток, но применяется она редко.
Материал-основу запечатывают с применением вполне классических способов: для больших тиражей используют высокую и глубокую печать, для малых и средних партий этикеток чаще применяют флексографию или, если позволяет запечатываемая основа, офсет. Таким образом, выбирая наиболее подходящую технологию, можно добиться максимально высокого качества оттиска. Из-за особенностей используемых носителей (пластик плохо переносит высокотемпературную сушку) при печати часто используют ультрафиолетовые краски. Большое значение придается и безопасности используемых компонентов, так как одна из основных сфер использования IML-этикеток — упаковка для пищевых продуктов.
Этикетки, как правило, высекают из печатного листа на плоских или ротанционных вырубных прессах. Если штанцевальные секции интегрированы в печатную машину, то все происходит за один цикл. Требования к качеству высечки предъявляются очень высокие: должна быть идеальная, чистая кромка реза. При проектировании контура этикетки недопустимы острые углы, вместо них следует использовать радиусы скругления.
Далее такая этикетка наносится на поверхность тары, причем происходит это одновременно с процессом изготовления пластиковой упаковки. Под воздействием температуры этикетка вплавляется в контейнер в момент формования в машине. IML-этикетирование применяют в сочетании с несколькими технологиями создания полимерной упаковки:
• выдув в пресс-форму (blow-mold);
• вакуумная формовка (vacuum forming);
• литье под давлением (injection-mold);
• горячая штамповка (thermoform).
После этого IML-этикетка образует единое целое с материалом, из которого выполнена упаковка. В качестве такого материала для производства тары обычно используют полиэтилен высокого давления (HDPE), полипропилен (PP), полиэтилентерефталат (PET) или поливинилхлорид (PVC). Наилучшим вариантом считается сочетание, когда этикетка и тара изготовлены из одного материала.
Для того чтобы операция IML-формования была выполнена безукоризненно, очень важно точно позиционировать этикетку. На это отводится совсем мало времени, поскольку производство на современном оборудовании идет с высокой скоростью.
Но точно позиционировать этикетку в форме — это лишь полдела. Ее необходимо еще и зафиксировать на месте в процессе формования. Для этого применяют несколько способов: механический, вакуумный и с помощью статического электричества.
После того как IML-этикетка размещена и зафиксирована в форме, начинается следующий этап — непосредственное создание тары из пластика.
При литье под давлением предварительного нанесения клея не требуется — этикетка с упаковкой сплавляются и превращаются в единое целое.
В пищевой промышленности IML-этикетки оказались востребованными, когда получили широкое признание такие продукты, как мягкое масло, бутербродный маргарин и плавленые сыры. Для их расфасовки оказалось удобно использовать пластиковые ванночки, которые легко этикетировать по IML-технологии. Аналогичным способом сейчас изготавливают и емкости для мороженого, а также для многих других молочных и пастообразных продуктов.
Сегодня In-Mold-этикетка активно проникает во все сферы производства, где используется пластиковая тара (бутылки, банки, контейнеры, ванночки, боксы), а также применяются в косметической, парфюмерной, фармацевтической и других отраслях.
Чтобы лучше понять возможные сферы применения IML-этикеток, кратко перечислим их основные достоинства:
• снижается стоимость этикетирования, так как эта операция совмещена с процессом изготовления упаковки;
• можно использовать более высокие (на 10-20%) скорости расфасовки продукта, поскольку этикетка имеет прочное сцепление с поверхностью, снижающее риск ее повреждения; • облегчается внутрифирменный учет готовой тары (если все контейнеры промаркированы и подписаны, перепутать их гораздо труднее, чем «безымянные» емкости);
• тара имеет меньший вес; к тому же при производстве экономится около 10-15% пластика за счет того, что часть пространства, отведенного изделию внутри формы, занимает этикетка;
• увеличивается прочность боковых стенок на 15-20%, так как этикетка становится своеобразной арматурой, которая помогает справляться с нагрузкой;
• для производства этикеток можно использовать высококачественную печать, поэтому продукт может иметь на упаковке четкую графику и фотореалистичные изображения;
• автоматически происходит дополнительная защита от подделок, так как IML-технологией владеют, как правило, достаточно крупные производители, которые не будут участвовать в пиратском производстве;
• этикетка и упаковка выглядят как единое целое, что повышает внешнюю привлекательность товаров;
• этикетки имеют повышенную устойчивость к внешним механическим, температурным, химическим воздействиям;
• упаковка может быть подвергнута вторичной переработке целиком (если этикетка и тара сделаны из одного материала).
|